Фрэнсис Макдорманд открыла для меня братьев Коэнов.
До братьев и самой Фрэнсис, была Элизабет Страут и ее роман «Что знает Оливия?» Когда в онлайн-кинотеатрах появился одноименный сериал, я поспорила со своей внутренней скептической дамой: будет ли экранизация так же хороша, как и книга?
Парадокс, но моя миссис скепсис потерпела фиаско. Я думаю потому, что главная роль была именно у Фрэнсис Макдорманд.
На экране я видела ее в первый раз, и она мне запомнилась. Знаете, такой типаж актрисы и женщины, которые не ставят ставки на свою внешность. И это не зависит от степени красивости. За спокойным отношением к себе всегда стоит попытка понять эту жизнь не путем стремления к власти посредством красоты, но через иные линзы расшифровки смыслов.
У таких актрис какое-то особое поле притяжения. Мы вглядываемся в них, чтобы утолить свою жажду смыслов, которые нас структурируют и придают определенности. Это успокаивает, хотя бы на какое-то время.
Кроме Фрэнсис, есть еще актрисы подобного типажа. Итальянка Ани Маньяни, которой Гагарин передавал привет из космоса. Наши Татьяна Доронина и Инна Чурикова. Француженка Анни Жирардо. Кейт Уинслет. Из молодых, пожалуй, «Леди Берд» — Сирша Ронан.
Сериал «Что знает Оливия?» я посмотрела, и Фрэнсис как-то подзабылась.
А потом сенсация: документально-художественная коллаборация Хлои Чжао «Земля кочевников» получила Оскар. Хлои — вторая в истории кино женщина-режиссер, которая поставила на свой комод заветную статуэтку.
Могла ли я, умеренная феминистка, пропустить это кино? Ответ очевиден.
Начинаю смотреть – а там… Фрэнсис Макдорманд. И я «западаю» на Фрэнсис, читаю интервью, узнаю, что у них с Джоэлем Коэном в этом году рубиновая свадьба, а в профессии – семейный подряд. Коэны сняли Фрэнсис в шести своих фильмах.
А я… ни одного не знаю. Встреча с Фрэнсис не только пополнила список женских ролевых моделей. Я поняла, что границы моего инфополя не достигают творчества Коэнов и еще многих других известных режиссеров 20 и 21 веков.
Буду настаивать: в фоновых знаниях современного образованного человека должна быть база. База — это инфополе эпохи. А вот границы эпохи – мы устанавливаем САМИ по мере своих сил и возможностей.
Слышу возражения: «На расширение инфополя подбросьте 25 час в сутки».
И что же делать?
Воровать! Да, воровать время у социальных сетей, пустых разговоров, легкого чтения.
Иного выхода нет. Потому что нас ждут – и раз сегодня речь о кино – очень ждут: Андрей Тарковский, Чарли Чаплин, Вуди Ален, Алехандро Гонсалес Иньяриту, Кира Муратова, Ясудзиро Одзу, Клод Лелуш, Сергей Бондарчук, Татьяна Лиознова и все остальные в списке…
20, 30, 50 самых великих режиссеров-эпохи.
И как говорит Фрэнсис Макдорманд: «Никогда не верьте тем актрисам, которые говорят, что невозможно найти работу после сорока».
Полагаю, 25 час вы непременно найдете!