Мадам Бовари.

Сюжет романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» можно рассказывать, потому что прочувствовать и осмыслить всю трагедию главной героини удастся, только читая сам роман.

Эмма Бовари, главная героиня, живёт во внутреннем конфликте. Брак с Шарлем Бовари, любящим, заботливым, не амбициозным врачом, разочаровывает её. Обычная жизнь в провинциальном городке вызывает у Эммы безразличие и равнодушие. Не помогает рождение дочери Берты. Шарль пытается всячески разнообразить жизнь жены, но всё тщетно. Эмма несчастлива. Она грезит о жизни в Париже, театрах, балах и страстной любви.

В безудержной погоне за призрачным счастьем, Эмма пускается во все тяжкие: у неё появляются любовники. Жаждущая роскошной жизни, Эмма берет деньги в долг у ростовщика, окружает себя мимолетным богатством и ощущением «настоящей» жизни.

Любовники, после непродолжительных романов, бросают её. Эмма не может расплатиться с долгами. Суд выносит постановление о распродаже всего имущества семейства Бовари. Они разорены. Эмма не выдерживает своего отчаяния и кончает жизнь самоубийством.

Роман был опубликован в 1857 году.

А в 1892 году философ Жюль де Готье ввел понятие «боваризм», посвятив ему целую книгу. По мнению Готье, боваризм – это «особое свойство человека мыслить не тем, что он есть». И распространил это понятие также на все иллюзии, которые питают отдельные люди или даже целые народы.

В 1960-х годах снова возникла полемика вокруг «боваризма». Доктор Антуан Поро пришел к выводу, что «боваризм свойствен исключительно неудовлетворенным молодым женщинам, у которых тщеславие, воображение и амбиции порождают запросы, превышающие их возможности».

Флоберовская Эмма живет в утопии, в неумении приспособиться и жить «наличным бытием», жить с тем, что она выбрала сама, добровольно выходя замуж за Шарля, в неспособности организовать ту жизнь, которая могла быть у неё — достойная и благочестивая.

Для меня роман «Госпожа Бовари» – про силу выбора, который делает женщина в своей жизни. Сила может быть созидательной или разрушительной.

У Эммы Бовари всегда был выбор. Выходить замуж за Шарля или нет. Бросаться в омут иллюзорной страсти или оставаться верной мужу. Делать долги или отказаться от разорения мужа.

В фильме «Мадам Бовари», с Изабель Юппер в главной роли, эти моменты выбора всегда показаны очень точно. Доли секунды: Эмма размышляет, камера показывает нам её красивое лицо, её сомнения… и потом она решительно толкает себя в свой иллюзорный мир.

Сюжет романа «Госпожа Бовари», на самом деле, тривиальный: и для литературы, и для жизни, что в 18 веке, что в 21 веке.

Но как этот сюжет представляет Флобер! Ни одна экранизация не сможет передать всю величайшую филигранность в описании чувств и действий героев романа. Писатель работал над ним 6 лет. Именно Флоберу принадлежит теория «точного слова», отражающая его многолетний труд над стилем своих произведений.

Я «Госпожу Бовари» прослушала на ю-тубе в прекраснейшем исполнении заслуженной артистки Марины Есипенко. Рекомендую непременно и настоятельно.

А Вы читали «Госпожу Бовари»? Что Вы думаете про историю Эммы Бовари? Поделитесь своим мнением!

На фото: афиша фильма «Мадам Бовари» с Дженнифер Джонс в главной роли, 1949 год.

4.05.21.