Для чего мы ходим в школу или в институт? Очевидный ответ – за знаниями. А неочевидный?
За интеллигентностью.
Нынче это хорошее слово куда-то затерялось. Не ведут в соц. сетях жарких споров про то, кто же такие интеллигенты и какова их роль в обществе.
У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть замечательные «Письма о добром». Всего писем – 27. В двенадцатом письме Лихачев рассказывает нам, что такое интеллигентность.
И вот какой парадокс раскрывает Дмитрий Сергеевич:
«Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным».
И далее:
«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность – это способность к пониманию другого, это терпимое отношение к миру и к людям».
А непонимание других, по мнению Лихачева, это – «признак душевной и духовной слабости».
«Душевно глухой» человек:
- отличается грубой реакцией на окружающих
- приписывает другому человеку только злые намерения
- вечно обижается на других
- эстетически невосприимчивый и т.д.
Знания, навыки, опыт – это «капитал знаний», который важно стремиться преумножать. Но этого недостаточно для личного счастья человека.
Последуем же призыву Дмитрия Сергеевича и будем развивать в себе интеллигентность: «тренировать свои душевные силы, как тренируют и физические». Потому что «социальный и личный долг человека — быть интеллигентным».
С 1 сентября!