Для чего мы ходим в школу или в институт? Очевидный ответ – за знаниями. А неочевидный?

За интеллигентностью.

Нынче это хорошее слово куда-то затерялось. Не ведут в соц. сетях жарких  споров про то, кто же такие интеллигенты и какова их роль в обществе.

У Дмитрия Сергеевича Лихачева есть замечательные «Письма о добром». Всего писем – 27. В двенадцатом письме Лихачев рассказывает нам, что такое интеллигентность.

И вот какой парадокс раскрывает Дмитрий Сергеевич:

«Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным».

И далее:

«Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность – это способность к пониманию другого, это терпимое отношение к миру и к людям».

А непонимание других, по мнению Лихачева, это – «признак душевной и духовной слабости».

«Душевно глухой» человек:

  • отличается грубой реакцией на окружающих
  • приписывает другому человеку только злые намерения
  • вечно обижается на других
  • эстетически невосприимчивый и т.д.

Знания, навыки, опыт – это «капитал знаний», который важно стремиться преумножать. Но этого недостаточно для личного счастья человека.

Последуем же призыву Дмитрия Сергеевича и будем развивать в себе интеллигентность: «тренировать свои душевные силы, как тренируют и физические». Потому что «социальный и личный долг человека — быть интеллигентным».

С 1 сентября!