Гипотеза: жизнь — это про то, какой человек коммуникатор, то есть мастер или ломастер выстраивать диалог с кем бы то ни было. Начиная от «избранного» в контактах телефона до случайного взгляда на своего визави в метро.

Глобально – больше ни о чем.

Потому что в том, какой человек коммуникатор – исчерпывающие исходные для его проявленности в этом мире.

Быть хорошим коммуникатором – это труд. Нет, даже так: это большой труд. Над чем трудиться? По-научному это звучит так: чтобы эффективно взаимодействовать с другими надо развивать свой социальный интеллект.

А именно – умения:

  • управлять собой
  • понимать эмоции и мотивации других
  • вникать в социальные ситуации
  • выстраивать доверие в отношениях
  • достигать своих целей, помогая другим прийти к их целям

И это только часть айсберга.

Хороший коммуникатор – в ассоциативной картинке – это шахматист, думающий над очередным ходом. Не успевающий думать шахматист – это шахматист в цейтноте. И чаще всего за этим стоит проигрыш.

Только в коммуникациях – это не про шах и мат сопернику, а про принцип win-win. Когда есть намерения достигнуть диалога, комфортного и полезного для всех сторон. Даже если вид коммуникации – конфликт. Конфликт – признак развивающейся системы. Любой: семейной, корпоративной, индивидуальной. Конфликт можно выстраивать цивилизованно, и по итогу вырасти и получить добротный коммуникационный опыт.

Потому что: нет ошибок – есть опыт. Коммуникации – не исключение.

Хотя, бесспорно, это не алиби, чтобы в диалоге доводить вторую сторону до стресса и снимать с себя ответственность этим принципом. Одна из заповедей хорошей коммуникации: «Делать другому нервы – грех». Базово. И потому иногда можно применять, как в тех же шахматах – гамбит, но коммуникационный. Уступить, не идти напролом, не давить, услышать другого.

Хорошая коммуникация – это ответственность двух сторон. Но мы в ответе, прежде всего, за себя. За свой социальный интеллект. Плохая коммуникация с нашей стороны – это наше невежество, лень, боязнь ответственности, невыдержанность и даже самомнение, что «мне так можно». Это даже работает – до поры до времени.

К примеру, легендарному Бобби Фишеру,  из уважения к его шахматному гению, многое прощали в его упорном неумении выстраивать диалог с другими.  А потом и у Шахматной федерации (FIDE)  терпение лопнуло. И в 1975 году чемпионом мира был признан Анатолий Карпов, только потому что Фишер выдвинул требования по проведению чемпионата, на которые FIDE – НЕ согласилась. И от этой неуступчивости Фишер не выиграл – ни в каком смысле. Ни в прямом, ни в переносном.

Но нам Бобби Фишер может помочь в развитии социального интеллекта.   Шахматист придумал «часы Фишера», когда после каждого хода игроку добавляется  время, и у шахматиста не возникает жесткого цейтнота.

«Часы Фишера» – хорошая метода – добавлять себе время на подумать, чтобы «не делать нервы» другим и быть мастером в коммуникациях.

Резюмирую: думаю, что главный наш экзамен, который мы держим в жизни – это качество коммуникации. А к любому экзамену надо готовиться. «На халяву» — не прокатит. И похоже, что подготовка и сам экзамен – нон-стоп процесс.

С наступающим  августом!